Нормы речевого развития детей дошкольного возраста

 

Нормы речевого развития от 1 года до 2 лет

Первые 12 месяцев подготовили артикуляционный аппарат, и ребенок уже активно пользуется собственными словами. Он умеет подражать животным, окружающим бытовым звукам. Выделяют следующие этапы развития:

  • Ребенок узнает отдельные предметы, понимает вопросы касательно их: «где кубик?», «где девочка?» и т.д. Словами и звуками может сопроводить свое действие. «Разговаривает» с другими детьми звуками, подражанием.
  • Малыш знает названия предметов и их качества, эмоциональные оценки. Первые осмысленные слова: кошка «мяу-мяу», собака «ав-ав» и пр. Звуки при этом могут пропускаться.
  • Понимает простые предложения, призывающие к действию: «Идем кушать», «Дай, пожалуйста» и др. Слова обобщают понятия, например «ав-ав» – это сразу все собаки, а не конкретная. В словарном запасе насчитывается уже около 30-40 слов.
  • К полутора годам произносит практически все гласные и часть согласных. Некоторые из них смягчает. Происходят звуковые замены («ко» – молоко). Словарь расширен до 40-95 слов. В речи преобладают жесты, звуки, мимика.
  • Максимально подражает взрослым. Обращается к ним с просьбами: «папа, дай!». Умеет связывать слова в предложения : «катя хочет ля-лю» (куклу). Речь становится самодостаточной, жесты и мимика уходят.
  • Умеет заменять неверно произнесенные слова верными: «ля-ля» – «кукла». К году и 9 месяцам в норме знает порядка 175 слов, в предложениях использует по 3-4.
  • Слушает сказки, стихи и песни, различает слова по звукам (не путает усы и уши). Обозначает свои действия во время игры. Употребляет местоимения и прилагательные.
  • Узнает слова, которые касаются событий из его собственной жизни. «Мы идем гулять в парк, где встретили большую собаку». Речь развивается очень активно в игре с куклами и животными. К 2 годам в словаре около 300-400 слов. Чаще – существительное и глаголы. Добавляются наречия: тут, здесь.

Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет

Этот этап в жизни ребенка писатель Корней Чуковский называл периодом «гениальной лингвистической одаренности». В это время малыши занимаются своеобразным творчеством: они придумывают собственные слова и названия, целые конструкции, рифмуют, сочиняют, создают понятия, известные только им самим. Чем характеризуется этот возраст для речи:

  1. В словарном запасе уже 1500–2000 слов. Нормой является некоторое искажение труднопроизносимых слов, перестановка слогов местами.
  2. Предложения строятся из трех-четырех слов, в 4 года может произносить распространенные предложения.
  3. Используются сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции, однородные члены.
  4. Активно используют прилагательные, местоимения, наречия, числительные.
  5. Гласные уже может произносить, не делая их мягкими. Фонетические ошибки еще норма. Например, шипящие заменяются свистящими.
  6. Возникают сложности с буквами «л» и «р».
  7. Речь, в основном, не очень связная, присутствуют отдельные описательные элементы («Это кошка. Она пьет. Она мягкая.»).
  8. Легко запоминают и повторяют наизусть стихи, потешки, песни.
  9. Приходит понимание ритма, громкости речи. Но малыши еще не в силах их самостоятельно регулировать.
  10. Умеют рассуждать и делать выводы.
  11. Называют свое имя, фамилию, отчество, имена родных и близких.
  12. Обобщает предметы в группы, определяет признаки предметов (чай горячий, мед вусный) и действия (мама спит, папа пришел).

Нормы речевого развития от 4 до 5 лет

В четыре года язык ребенка разнообразен и точен, эмоционально ярок. Он задает вопросы, с удовольствием готов читать и слушать. А также:

  1. Словарный запас состоит из 2500-3000 слов.
  2. Точно называет предметы и их качества.
  3. Придумывает собственные слова и даже стихи.
  4. В речи много прилагательных, предлогов.
  5. Становится больше личных местоимений
  6. Ребенок может составить логически верное высказывание из нескольких предложений.
  7. Происходит овладение монологической речью и пересказом.
  8. Умеет внятно и красочно описать предмет, картинку, игрушку.
  9. Почти все звуки произносятся правильно (могут быть исключения с «Л» и «Р», они формируются дольше всех).
  10. Умеет снижать громкость звука, говорить шепотом.
  11. Говорит не быстро.
  12. Использует выразительную интонацию для чтения стихов.

Нормы речевого развития детей 5 – 7 лет

К шести годам ребенок уже свободно может говорить с ровесниками и со взрослыми. В идеале к семи годам он готов к освоению школьной программы и не испытывает трудностей в общении. Чем характеризуется этот период:
  1. Появляется много собирательных существительных, прилагательных, обозначающих состояния, абстрактные понятия.
  2. Умеет пользоваться обобщающими понятиями («Транспорт» – это и самолет, и автобус, и машина).
  3. Знает и различает времена года, растения, животных, ягоды, грибы, птиц, рыб и пр.
  4. Знает, где право, лево; сколько времени.
  5. Употребляет названия дней недели, суток, месяцев.
  6. Знает название страны, столицы.
  7. Оперирует географическими понятиями.
  8. Знает правила движения пешеходов.
  9. Склоняет существительные по числам и падежам.
  10. Умеет согласовать существительные с числительными, а прилагательные с существительными.
  11. Верно использует все части речи
  12. Речь связная, способен пересказывать сказку или рассказ.

Когда стоит обратиться к логопеду

Есть несколько условий, при которых необходимо обратиться за помощью к специалисту.

  • Не происходит гуления и лепета.
  • К двум годам совершенно не развит словарный запас или ребенок вообще не разговаривает.
  • Не произносит простых звуков или подменяет их («к» на «т» и пр.).
  • Если к трем годам малыш разговаривает на языке, понятном только ему.
  • Ребенок все понимает, на все реагирует, но не разговаривает.
  • Если в 4-5 лет речь невнятная, многие звуки не произносятся.
  • Если после пятилетнего возраста ребенок продолжает говорить мягко («кися»).
  • К шести годам не произносятся верно отдельные звуки.
  • Говорит с запинками, повторяет слога, заикается.
  • Ребенок старше 6 лет не умеет выучить стих, пересказать услышанное.

 Если к семи годам не сформирована правильная речь, могут возникнуть проблемы с учебой и с общением, что снизит качество жизни ребенка в дальнейшем. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Повторяем, закрепляем!

Тема недели: Перелетные птицы. Обратите внимание ребенка на изменения, которые происходят весной в живой и неживой природе, почему к нам воз...